Сегодня международный аэропорт Симферополя — главная воздушная гавань Крыма, встречающая туристов красивым современным зданием, отвечающим самым высоким стандартам. В сегодняшней статье мы расскажем читателям сайта об истории симферопольского аэропорта.
У истоков
Официально годом основания аэропорта в Симферополе считается 1936.
21 января 1936 года Совет народных комиссаров Крымской Автономной ССР распорядился выделить землю для строительства аэропорта города Симферополя. Участок под аэропорт располагался Аэродром располагался в 18 километрах на северо-запад от Симферополя, рядом с поселком Сарабуз (совр. Гвардейское).
Работы начались практически сразу и уже к апрелю 1936 года аэродром был готов принимать и отправлять самолеты. Изначально симферопольский аэровокзал мог обслуживать только крылатые машины самолеты малого и среднего размеров. Это были, преимущественно, АНТ-9, К-5, По-2.
30 апреля 1936 года в поселке Сарабуз состоялся торжественный митинг в честь открытия первого в истории Крыма пассажирского авиасообщения между Москвой и Симферополем.

Первый борт из Крыма в Москву вылетел 1 мая 1936 года в 5-20 и спустя 12 часов приземлился в столице.
Начиная с 1940 года в аэропорту Симферополя постоянно базировалась учебная эскадрилья, состоявшая из самолетов По-2, на которых обучали летчиков гражданской авиации.
Техническая оснащенность аэродрома в е годы оставляла желать лучшего. Так, заправку самолетов осуществляли из бочки, которую перевозили на специальной тележке. Масло же и вовсе носили обычными ведрами
С началом войны все гражданские полеты были прекращены и на базе аэропорта был создан Особый Черноморский авиаотряд ГВФ, летчики которого выполняли самые разные задачи: помогали эвакуировать жителей Крыма и Одессы, совершали опасные рейсы в осажденные города, в том числе в Севастополь.
В октябре 1941 года авиаотряд был эвакуирован в Краснодар.

В период оккупации и боев за освобождение Крыма вся инфраструктура аэропорта Симферополя была разрушена.
После освобождения Крыма от оккупантов, симферопольский аэропорт начал постепенно восстанавливаться. Летом 1944 года сюда на постоянную основу было перебазировано звено самолетов По-2.
Послевоенное время
В 1946 году было восстановлено пассажирское авиасообщение между Крымом и другими регионам Советского Союза. Летом самолеты из Симферополя в Москву и обратно летали в ежедневном режиме.
Помимо дальних пассажирских авиаперевозок, самолеты симферопольского авиаотряда работали и на внутрикрымских маршрутах, а также помогали труженикам сельского хозяйства в битве за урожай.
К середине 1950-х годов симферопольское авиапредприятие пополнилось новейшими на тот момент летательными аппаратами: вертолетами Ми-1, Ка-15, Ка-18, самолетами Як-12 и Ан-2.

К 1957 году было завершено строительство двухэтажного здания аэровокзала, над крышей которого был возведен модуль командно-диспетчерского пункта. Взлетно-посадочная полоса аэропорта по-прежнему оставалась грунтовой, но была оснащена оборудованием для ночных полетов.
В это же время симферопольский аэропорт начал эксплуатировать самолеты Ил-12 и Ил-14.
В 1958 году между Симферополем и Ялтой было запущено регулярное пассажирское вертолетное сообщение. Полет на Ми-4 до курортной столицы Крыма длился 25 минут.
Знаковой датой в истории симферопольского аэропорта является 22 июля 1959 года. В этот день аэропорт Симферополя впервые принял новейший турбовинтовой самолет Ан-10, который совершил регулярный рейс по маршруту Киев – Москва – Симферополь, доставив в Крым 75 пассажиров. Время полета от Москвы до Симферополя составило 2 часа 15 минут
В 1959 году в аэропорту Симферополя была введена в эксплуатацию бетонная взлетно-посадочная полоса длиной 2 800 метров и одновременно с этим установлено самое современное оборудование радионавигации и радиолокации. С этого момента главная крымская авиагавань могла круглосуточного принимать самолеты почти всех типов и размеров, включая реактивные Ту-104, которые начали регулярно летать в Крым.
В 1961 году аэропорт Симферополя стал де-факто международным. Первый заграничный рейс был выполнен в болгарскую Варну.
1970-е годы стали временем бурного развития пассажирской авиации не только в Крыму, но и во всем СССР.
С 1977 по 1982 годы в аэропорту была построена еще одна ВПП, которая могла принимать все типы самолетов. 19 мая 1982 года в Симферополе успешно приняли широкофюзеляжный Ил-86, который в последующем стал основным самолетом, обслуживающим пассажирское сообщение между Москвой и Крымом.
Во времена период позднего СССР спрос на авиабилеты в Крым был настолько высок, что в 1980-е годы между Симферополем и Москвой выполнялось около 10 рейсов ежедневно.

Период в конце 1980-х и начале 1990-х годов стал пиком в истории развития аэропорта Симферополя. Столица Крыма была связана пассажирским авиасообщением со всеми крупными городами СССР. Международные авиарейсы связывали Симферополь с Лондоном, Берлином, Прагой, Хельсинки, Варшавой, Братиславой и многими другими зарубежными городами.
Рекордный объем авиаперевозок был зафиксирован в аэропорту в 1991 году, когда было совершено более 30 тысяч авиарейсов, которыми перевезено более 5 миллионов человек.
После распада СССР главная воздушная гавань Крыма переживала не лучшие времена. Резкое сокращение авиарейсов привело к существенному спаду пассажиропотока.
Ситуация начала исправляться лишь к концу 1990-х годов, когда турпоток в Крым стал потихоньку восстанавливаться.
В 1999 году была проведена реконструкция аэровокзального комплекса, а также привокзальной площади.
В начале 2000-х аэропорт Симферополя по объему пассажиропотока в Украине уступал лишь международному аэропорту «Борисполь» в Киеве.
Современная история аэропорта
После 2014 года начался качественно новый этап в развитии аэропорта Симферополя. Учитывая туристический спрос, было принято решение о проведении масштабной реконструкции всего комплекса, которую провели в течение 2014-2015 годов.
Однако, старая инфраструктура, даже после реконструкции с трудом справлялась с пассажиропотоком и было решено построить новый современный аэровокзальный комплекс с пассажирским терминалом. К началу 2018 года работы были завершены и уже 16 апреля 2018 года терминал принял первых пассажиров.
Сегодня аэропорт Симферополя – одна из крупнейших воздушный гаваней в Северном Причерноморье и один из наиболее современных и технологичных пассажирских авиакомплексов в Европе.

Что касается Крыма, то это единственный на полуострове аэропорт, способный принимать авиалайнеры любого класса и размера.
Официально главная воздушная гавань Крыма называется «Международный аэропорт Симферополь имени И. К. Айвазовского». В 2020 году на привокзальной площади аэропорта был открыт памятник великому художнику-маринисту Ивану Айвазовскому, имя которого неразрывно связано с Крымом
Симферопольский аэропорт находится в 12 километрах к северо-западу от центра города, в поселке городского типа Аэрофлотский. Со столицей Крыма его связывает удобный аэроэкспресс.